Предмет:
Тема:
Культура, цивилизация, формации
Вопрос:
Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
1. Культурно-исторический тип
2. Рабовладельческое общество
3. Мир-империя
Ответы:
1 цивилизационный подход
2 формационный подход
3 миросистемный подход
стадиальный подход
Решение:
К. Маркс разбил исторический процесс на определенные периоды, основой деления для него является материальный фактор – способ производства. Он ввел в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества новую категорию – общественно-экономическая формация. К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство, цивилизация. Выделяются также всемирно-исторические эпохи: древневосточная, античная, средневековая, новая и новейшая истории.
Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени.
ответ тест i-exam
Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени.
ответ тест i-exam